Консультация логопеда

Загрузка ...

«Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда  как будто бы противоположного: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова, к книге, к чтению, к написанию.»

                     Василий Сухомлинский

«Воспитание звуковой культуры речи в семье»

         Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает в себя:

   во-первых, собственно произносительные качества (звукопроизношение и дикция),

   во-вторых, элементы звуковой выразительности речи (темп, интонация, тембр),

   в-третьих, двигательные средства выразительности (мимика, жесты),

   в-четвертых, элементы культуры речевого общения, общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора.

    Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание. Именно речевой слух и речевое дыхание являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Как можно воспитать звуковую культуру речи?

Звуковая культура речи усваивается ребенком постепенно. Можно выделить

несколько направлений:

- развитие слухового внимания и речевого дыхания,

- подготовка артикуляционного аппарата,

- развитие фонематического слуха,

- закрепление правильного звукопроизношения.

      Все обучение осуществляется через игру и в процессе ежедневного, постоянного общения с ребенком. Нет необходимости усаживать ребенка и говорить, что мы сейчас будем заниматься. Учить, нужно играя, и играя учить.

    Вашему вниманию предлагаются простые, но эффективные игры и задания по воспитанию звуковой культуры речи.

Развитие слухового внимания и речевого дыхания.

- Приучайте детей прислушиваться к окружающим звукам: часики тикают, водичка бежит, котлеты жарятся, телефон звонит.

- Наполните баночки, к примеру, от киндер-сюрпризов, различными сыпучими предметами (горох, монетки, вода и т.д.), пусть малыш узнает по звукам что там.

- Приобретите для своего ребенка звучащие игрушки (губная гармошка, колокольчик, погремушки, барабан и т.д.), ребенок только на слух должен научиться  узнавать  звучание этих игрушек, затем задание можно усложнить, нужно воспроизвести заданный ритмический рисунок ..  ..   . …  .. …и т.д.

- «Узнай, кто позвал?». Взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка), сидя на диване, прикрыв рот журналом или газетой, по очереди называют имя ребенка. Он должен отгадать. Можно менять тембр своего голоса, силу голоса. Игра получается веселой и доставляет массу удовольствий и ребенку и взрослым. Затем имя можно заменить словом ау. 

-«Найди ошибку» Берется два-четыре предмета или картинки. Взрослый называет их правильно или неправильно. Ребенок слушает. Если слышит неправильный ответ, падает сигнал: топает или хлопает. Например: банан- баман-паман, альбом-аньбом-айбом, витамины-витанин-фитанин.

- Воспроизвести заданный слоговой ритм. Взрослый отстукивает карандашом ритм, ребенок повторяет какой-либо слог: па-па   па-па-па.

Развитие речевого дыхания

   Для развития речевого дыхания ребенку необходимы игрушки: губные гармошки, дудочки, воздушные шары, свистульки, мыльные пузыри. В дошкольном учреждении эти игрушки отсутствуют по гигиеническим соображениям, дома они просто необходимы. Если Вы устали от шума, можно предложить ребенку тихие игры, которые будут решать те же задачи:

- «Буря в стакане». Налить воды, дать трубочку от коктейля.

- «Лодочка» Во время купания дуть на лодочку. Лодочка плывет.

- Подуй на челку. Поднять язычок вверх, дуть

- Забей гол. Дуть на легкий кусочек ваты.

- Затуши свечку, остуди чай.

- Одуванчик.

Подготовка артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции губ, языка, нижней челюсти, лицевой мускулатуры. Чтобы малыш научился говорить сложные звуки, его губы, язык должны быть сильными и гибкими, длительно удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной  гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной  гимнастикой некоторые дети сами смогут научиться говорить трудные звуки.

2. Дети со сложными речевыми нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: мышцы уже будут подготовлены.

3. Артикуляционная  гимнастика полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Артикуляционная  гимнастика позволяет всем - и детям и взрослым -  научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной  гимнастикой.

    Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки и рисунки не менее 5-6 раз. Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы, что делает язычок? где находится вверху или внизу?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

- в 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

 - Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка долгое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Не надейтесь, что с возрастом все само пройдет, главное не упустите время!

Фонематический слух.

   Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки родного языка. Для развития фонематического слуха можно с большим успехом использовать игры с мячом. В играх можно брать не только резиновые, но и самодельные, сшитые из ткани, или скажем колючий мячик и т.д. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Итак, играем с мячом.

     Плавное, длительное пропевание гласных звуков. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

- Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем. Ребенок делает вдох, плавно катит мяч маме, пропевая звук а-а-а-а, о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, и т.д.

-Звуки я сказать хочу и по мячику стучу

- По мячу сперва стучу, а потом его качу.

- Игры с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй»: мак, сон, кит, рама, мама, стол, спор. и т.д.

- «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй» нос-носы, дом-домики, сад-садовник.

  Другие игры:

- Назови первый звук в слове (в начале брать гласный звук в сильной позиции, слово огурец не подходит, слышится а.) Аня, удочка, утро.

- Назови последний звук. Сначала гласный, избушка, ангина, осы, ура. Затем согласный забор. Брать слова, где написание и произношение совпадают.

- Где спрятался звук? (в начале, в середине, в конце слова) шапка, кошка, малыш.

Скороговорки -  это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепн