Жестокое обращение с детьми

Загрузка ...

В свете последних событий, в том числе случае гибели детей при пожаре сегодня мы обратимся к теме жестокого обращения в семье

Статистические данные год от года приводят в ужас неумолимо возрастающими фактами вопиющего обращения с детьми, а так же плачевными последствиями насильственных действий.

Обратите внимание, что основной причиной насильственных действия становится внутренняя агрессивность – неспособность адекватно реагировать на ситуацию. А так же среди первых причин жестокого обращения с детьми является ущемленность взрослого, собственная слабость. Т.е. взрослый человек таким образом пытается показать свой авторитет и доминирование.

Как мы видим, жестокое обращение с детьми это не только физическое и сексуальное насилие, ничуть не менее страшными его формами являются пренебрежение и психологическое насилие.

 Остановимся подробнее на пренебрежении. это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:  алкоголики,  наркоманы;  лица  с  психическими расстройствами;   юные   родители,   не   имеющие   опыта   и  навыков родительства;  с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические    заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Обратите внимание на последствия пренебрежительного отношения. Как вы видите, затронуто и поведение и физическое состояние ребенка

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:  отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка;   частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок;задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:  постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; 

крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;  склонность к поджогам, жестокость к животным;  мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Обратимся к психологическому насилию- это однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К нему относятся6угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы; оскорбление и унижение его достоинства;открытое неприятие и постоянная критика; лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов; вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Как влияет психологическое насилие на ребенка

задержка психического развития;невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;  избыточная потребность во внимании;депрессия, попытки суицида;   неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);  ложь,  воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;  нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Обратите внимание на сколько обширна группа риска детей по психологическому насилию

Чаще всего так называемые психологические насильникине утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;  публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;  обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. 

следующая форма жестоко обращения с детьми –прямое физическое насилие.

Которое чаще встречается в семьях, гдеубеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители  являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители имеют психические заболевания; нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических    или   психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы.

Что касается проявлений физического насилия, я бы особое внимание хотела акцентировать на «синдроме тряски ребенка», который возникает когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед. При этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг, кровоизлияние в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания.

обратите внимание на сколько губительно физическое насилие над ребенком. Как сильно оно способно деформировать детскую психику и разрушительно сказаться на поведении и социальных контактах.

что касается сексуального насилия, то в группу риска попадают семьи, где патриархально-авторитарный уклад; плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери;  мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Подобные формы обращения с детьми в любом возрасте, независимо от частоты и характера насильственных проявлений приводят к таким последствиям, как уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

К лицам, допускающим жестокое обращение с детьми могут быть применены следующие виды ответственности: административная ответственность ( при не исполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних); Уголовная ответственность предусмотрена за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а так же по ряду статей за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, такие как оставление в опасности, доведение до самоубийства, неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

Гражданско-правая ответственность предполагает лишение либо ограничение родительских прав, а так же отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Давайте продолжать любить и беречь своих неугомонных, неутомимых маленьких проказников, не смотря ни на трудный день на работе, ни на личные неприятности. Пусть будет как можно больше счастливых неискалеченных детей и как можно меньше поводов к подобным профилактическим беседам.

Богданова Е.Н.