"Грамотейкины рассуждения"
Мы понимаем, что современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработке организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционные занятия необходимы, но они основываются на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют дошкольников, особенно тех, у кого нарушено не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля. Поэтому, изучив особенности наших воспитанников, оценив современный образовательный заказ, мы видим актуальность интегрированного подхода в нашей деятельности, так как комплексный системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога. Разработанные и адаптированные занятия затрагивают сразу несколько образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье и чтение художественной литературы. Реализуемая коррекционно-развивающая деятельность способствует формированию равных стартовых возможностей старшего дошкольника на пороге систематического школьного обучения.
Основная цель данного блока – комплексная коррекция речи и эмоционального благополучия ребенка. Занятия направлены на решение широкого спектра задач, таких как:
- создание психологического комфорта;
- развитие уверенности, детского сотрудничества;
- воображения;
- развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;
- умения работать с информацией через установление причинно-следственных связей;
- развитие моторики
- познавательной активности
- развитие связной речи.
Данный курс занятий построен на работе с пословицами. Разбирая их в практической игровой деятельности, дети учатся запоминать их, применять у месту, более четко уяснять их внутреннее содержание. Для этого в каждое занятие включены упражнение-рассуждение и упражнение «выполняем - отвечаем». Когда для ребенка смысл пословицы становится ясен, он без труда придумывает ситуации «под пословицу», а следовательно, развивается образная речь, словестное творчество, т.е. обогащается словарный запас в целом.
На каждом занятии дети поют песню «Дорогою добра». Этот ритуал организует ребенка, вселяет чувство уверенности и создает позитивный настрой на дальнейшую работу
Игры и упражнения помогают ребенку узнавать значение новых слов, определить значение слова в зависимости от контекста, осмысливать и объяснять выражения и эмоциональное состояние человека. Психолого-педагогический компонент каждого занятия стимулирует развитие всех психических процессов.
Обязательным упражнением заключительной части каждого занятия стало динамическое воображение и музыкальная релаксация, активно способствующая развитию воображения и образного мышления дошкольника.
Кроме того, особо привлекательным моментом для наших детей стала процедура рефлексии и ширинга. Ритуал «Обсуждение по кругу», где каждый участник с уверенностью и осмысленно сообщает о наиболее привлекательном моменте занятия.
В целом, конструкт каждой встречи направлен на создание психологически-комфортной обстановки для каждого ребенка. Выдержанная структура, осознаваемая детьми, ритуалы входа-выхода занятия рассчитаны на нивелирование симптомов тревожности даже у неуверенных застенчивых дошкольников. Желтый круг выполняет центрирующую функцию, также позволяющую избежать лишней суеты при динамических переходах в ходе проведения занятия. Игрушка-Грамотейка – ключевой персонаж каждой встречи.
На сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать, что выбранная нами форма работы имеет свои результаты: наблюдения и опросы родителей говорят о том, что знания, полученные в ходе реализации данной программы, применяются детьми в повседневной жизни. Проведенный нами скрининг подтверждает то, что дети не только запоминают предложенные пословицы, но и действительно понимают смысл каждого высказывания и активно его применяют, тем самым значительно обогащая словарный запас и развивая словестное творчество.
Помимо всего вышеперечисленного, стоит отметить, что подобный подход к проведению интегрированных занятий оказывает положительное влияние и на повышение профессионального мастерства педагогов. Психолого-логопедическая деятельность по программе «Говорулькины истории» требует от нас тщательной координации друг с другом, совместного определения оптимальной нагрузки на ребенка, четкости, компактности и логичности в подборе материала.
Педагог-психолог Богданова Е.Н.