Урок красоты

Загрузка ...

Урок красоты

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»

Цель:

- Развитие интереса к творчеству П.П.Бажова

- Знакомство детей с украшениями и другими изделиями из камня уральских мастеров.

- Развитие эстетического вкуса.

- Активизация и обогащение словаря.

 

Предварительная работа:

- Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной Горы» и др.

- Чтение и рассматривание иллюстраций в книгах П.П.Бажова, беседы.

- Сбор предметов и украшений из камня Уральского региона (картины из каменной крошки, бусы, ожерелья, кольца, шкатулки, миниатюрные каменные скульптуры и т.п.).

- Оформление выставки «Сокровища Уральских гор».

- Выставка книг «Уральский волшебник».

- Выставка рисунков детей по произведениям П.П.Бажова.

 

 

    На невысоких кубах, закинутых изумрудной тканью красиво разложены экспонаты выставки. Выставка закрыта за занавесью. Под музыку появляется Хозяйка Медной Горы (педагог в костюме Хозяйки Медной Горы).

 

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, дорогие мои ребятишки! Ну, сказывайте, признали меня? Верно. Хозяйкой Медной Горы люди меня зовут. Да вы не пугайтесь,  худого я вам не сделаю. Не боитесь, говорите? А мне такие и надобны. Хотите, покажу вам свои богатства?

 

    В зале гаснет свет, раздвигается занавес, зажигается разноцветными огнями подсветка, и перед детьми открывается выставка. Дети некоторое время рассматривают выставку, привыкают к обстановке. Звучит музыка из балета Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Идет рассказ Хозяйки Медной Горы.

 

ХОЗЯЙКА: (в руках красиво иллюстрированная книга «Малахитовая шкатулка»):

    Слышите музыку – волнующую и задушевную. Она льется широкой русской рекой, то звенит горным ручьем и встает перед нами Урал во всей величественной красе. Впервые написал обо мне уральский писатель Павел Петрович Бажов.

    Шелестят страницы бажовских книг, богатое наследие оставил нам Павел Петрович. Его герои – горщики и углежоги, камнерезы и горнильщики, оружейники и старатели – это простые рабочие люди: смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой, с настоящим русским характером.

    Они любят жизнь и труд, не гонятся за богатством, не терпят не справедливость, не вешают нос от неудач, не отступают перед трудностями. Посмотрите, полюбуйтесь, какие прекрасные вещи сработаны нашими мастерами (идет рассказ о представленных изделиях).

    Поглядите-ка, да не те ли эти «камешки», о которых говорится: «Одни красным отливают, другие зелеными огоньками посверкивают, голубенькие тоже, желтенькие… всякие». Берешь в руки яшму, хризолит, слюду и сразу вспоминается сказ, не Серебряное ли копытце раскидало эти камешки.

    Я вам приметы камней назову. Занятно мне, удастся ли кому удачно самоцветы распознать?

 

В нем навсегда застыл зеленый камень,

Красив узором минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал.                    (МАЛАХИТ)

 

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал,

Скажите, как зовется минерал?                          (АЛМАЗ)

 

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, брошь.

В лучах искрится и горит,

Кто камень сей определит?                                 (ИЗУМРУД)

 

Его находят по крупицам.

Промоют, заблестит сполна.

Но увезут его в столицу,

Богаче станет вся страна.                                       (ЗОЛОТО)

 

Этот камень скромен,

И чист, как слеза,

Но колечко иль брошь

Он украсит всегда.                                                   (ХРИЗОЛИТ)

 

 

А этот камень всегда черный,

И спрятан в землю глубоко.

Но для людей он очень нужен,

Дает нам свет он и тепло.                                      (каменный уголь)

 

 

Он серый и черный,

Есть розовый белый.

Известен он людям

С древних времен.

В строительстве он

Применяется смело,

В метро и дворцах,

Даже в доме твоем.                                               (мрамор)

 

 

   Уральские горы не только самоцветы хранят, здесь добывают серый, черный, красный мрамор. Мрамором отделаны станции метро в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно же, в Екатеринбурге. Это удивительный камень, он легко шлифуется, прочный, красивый, часто его используют в строительстве. Мраморные лестницы – слышали о таких? (Рассмотреть плакаты Московского метро).

 

Урал – земля золотая,

Гордый могучий гранит,

Урал – земля золотая,

Уголь и руды хранит.

 

    А вы знаете, почему меня зовут Хозяйкой Медной горы?

Правильно, чаще всего здесь встречается медная руда, из которой выплавляют медь, из железной руды выплавляют чугун и сталь, добывают и каменный уголь, который сжигают для тепла.

   «Рабочие руки могут все! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мягонько погладят – вот и выйдет камень небывалой радости, всему миру на диво, и на поученье тоже» - слова Павла Петровича Бажова так подходят к этим картинам из каменной крошки. Посмотрите, как по- новому наши современные мастера применили камень, какие пейзажи уральской природы радуют глаз.

 

После просмотра выставки дети рассаживаются. Хозяйка Медной горы проводит с детьми игры. Все дети делятся на две команды – артельки.

 

Хозяйка:  А сейчас я вас на дружбу, смелость, да мастерство проверю. Коль по правилам играть будете, золотой камень вам положу, а коль зависть, жадность иль еще плохое проявите, черный камень получите. Чья артель камней золотых больше наберет, в беде друзей не оставит, та и надежнее, та и победит.

 

1 игра-соревнование.

   Много каменьев дорогих есть у меня. Помогите-ка мне их на поднос собрать. По рядам камушки передавайте. Только не хитрите. Надо, чтобы у каждого артельничка камушек побывал. А ты и ты по одному камню берите, да передавайте. Сначала поднос передайте, чтоб было куда камни складывать. Чья артелька раньше на поднос камни сложит, да мне принесет, та и камушек золотой получит.

2 игра-соревнование