"Игры из бабушкиного сундучка"

Загрузка ...

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

Во что же играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики? А игры были - одна другой интереснее!

Наши бабушки в детстве не сидели целыми днями, ведь даже сидячих игр у них не было, только подвижные. Для того, чтобы попрыгать, дети играли в городки или классики, расчерчивая на дорожках определённые плиты, на которые нужно было прыгать в определённой последовательности одной или обеими ногами. Были игры с мячами, такие как лапта, своими правилами напоминающая современный бейсбол. Мяч катали, стучали, перебрасывали через реку и поле, это была игрушка, как для мальчиков, так и для девочек.

Во все времена дети играли в салочки – это название современных догонялок. Целый день можно носиться по двору, убегая от водящего. Были популярны жмурки, когда одному участнику завязывают платком глаза и раскручивают вокруг своей оси, а потом крутятся возле него, хихикая и хлопая в ладоши. Очень увлекательна была компанейская игра в гусей, когда друзья становились в одну линию, выбирали хозяина и волка. Хозяин стоял на другом конце поля и звал гусей лететь домой, а волк должен был словить их, пока они «летят». И специальные поговорочки были на эту игру, когда вся толпа на призыв хозяина «гуси, гуси» хором отвечала «га, га, га», и он, узнав, что волк поджидает их, предупреждал «ну летите, как хотите, только крылья берегите».

Как бы ни менялись люди, природа детства остаётся прежней. Как и 100-200 лет назад дети растут, играют, познают мир. Известно, что в режиме игры ребёнок проживает ситуации, с которыми ему предстоит встретиться в реальной жизни, поэтому коллективные игры несут в себе огромную пользу для становления личности и формирования характера малыша. Простейшие знания об игре и участие в ней позволят в полной мере использовать скрытый в ребенке мощный творческий потенциал, помогут игрокам лучше понимать друг друга.

Я хочу напомнить несколько народных игр, которые можно использовать в педагогической практике с дошкольниками разного возраста. «Дай ладошечку», «Мальчик с пальчик», «Золотые ворота», «Мышки водят хоровод», «Бычок пестренький», «Дедушка сапожник», «Дедушка Мазай», «И шёл козёл дорогою», «Летели две птички». «Анюта», «Растяпа», «Воевода».  Практика показывает, что и сегодня эти игры остаются самыми любимыми у дошколят.