Консультация для родителей
07.04.2015
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Для педагогов – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития и обучения детей.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда.
Широкое использование всех видов искусства в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать образ в движениях, играх, сопровождая речью.
Как вы видите, в любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В детском саду она состоит из песен и танцев. Разучивание и исполнение песен в детском саду– очень сложная и кропотливая работа. Пение является важным элементом обучения речи детей, так как оно оказывает большую помощь в процессе развития слухового восприятия, развития голоса и произношения.
В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.
Не последнюю роль в празднике, играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Здесь необходим тщательный отбор речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в последствии в активном словаре.
Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.
Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей развивается координацию глаза и руки.
Дети, готовясь к празднику, делают подарки, участвуют в процессе оформления зала, используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал становится праздничным, нарядным.
Дети могут сделать небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары сами на занятиях изобразительной деятельностью.
Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. И очень важная задача для педагогов создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания.
Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение).
Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.
Праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. В процессе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так “запускается” механизм и происходит тренировка произвольного внимания.
Предпраздничная деятельность так захватывает ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.
Таким образом, подготовка и проведение праздников в детском саду для детей является одним из средств развития всех видов внимания детей.
Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Как известно, запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Праздники всегда богаты различными эмоциями, а эмоциональная память всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.
Праздники в детских садах для детей носят тематический характер и все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме. Над текстами на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром проводится большая работа, что позволяет детям не только заучить слова и их последовательность, но и понять смысл.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проведение красочных, интересных, эмоционально богатых праздников способствует развитию дошкольников.
Хочу отметить, что очень важным является период последействие праздника. После праздника закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
С точки зрения общей педагогики праздники необходимы детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психическое напряжение. Праздники, как и любую другую ситуацию, необходимо использовать для обучения и упускать возможности, предоставляемые процессом подготовки и проведения праздника, просто жалко.
консультационный материал подготовлен с использованием интернет-источников
старший воспитатель Святова С.Х.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - купить лайки