Роль родителей в приобщении ребенка к чтению
15.11.2013
Роль родителей в приобщении ребенка к чтению
- Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
- Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или дома, в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
- Не бойтесь читать детям «толстые» книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а так же поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется, что же произойдет дальше с полюбившимися героями.
- Научите ребенка беречь книги. Объясните и покажите на собственном примере, какие правила нужно соблюдать:
- нельзя делать в книгах пометки, надписи, рисунки;
- следует пользоваться закладкой, а не загибать листы;
- не следует читать во время еды;
- класть книгу можно только на чистый стол;
- книги нужно хранить в определенном месте;
- необходимо вовремя лечить «больные» книги.
6.Обсудите с вашим ребенком прочитанную книгу:
- объясняйте перед чтением или во время чтения трудные слова;
- спросите, понравилось ли произведение, чем, что нового, интересного он узнал;
- попросите рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки...
- спросите, какие слова и выражения запомнились;
- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучите вместе с ребенком этот отрывок, следите, чтобы он изображал голосом персонажей произведения;
7.Если у вас есть большое желание, можно читать ребенку с самого рождения. Новорожденный не понимает смысл прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм и, кроме того, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что, если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.
8. Примерно с года, а при желании и раньше, можно читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами.
Примерно к двум годам у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – разные вещи. Когда вы читаете – ребенок активнее слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребят, но не стоит ими злоупотреблять. Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книги могут показаться ребенку скучными. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Ваша задача – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Простейшие книги можно делать самостоятельно: вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простейшие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное отношение, глубоко личное отношение к книге вообще.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном и, к тому же, он объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Зобова О.В.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - купить лайки